Мифы и правда о битве за Донбасс в 1943 году. Часть 1
Один из ведущих в России специалистов по истории Донбасса в годы Великой Отечественной войны, соавтор коллективной монографии "Донбасс 1943. Освобождение индустриального сердца России" Дмитрий Вязов рассказывает о том, как проходила Донбасская стратегическая наступательная операция августа-сентября 1943 года и развеивает ряд сконструированных советской пропагандой мифов о штурме Саур-Могилы, который стал ключевым эпизодом сражения на Южном фронте.
- Какие события предшествовали Донбасской стратегической наступательной операции? Как сложилась оперативная обстановка и конфигурация фронта на момент начала советского наступления в Донбассе в августе 1943 г.?
- Перед Донбасской стратегической наступательной операцией в июле 1943 г. войсками Юго-Западного (командующий – генерал армии Р.Я. Малиновский) и Южного (командующий – генерал-полковник Ф.И. Толбухин) фронтов была предпринята попытка проведения двух локальных операций. Юго-Западный фронт проводил Изюм-Барвенковскую наступательную операцию, а Южный фронт – Миусскую наступательную операцию. Обе эти операции были главным образом нацелены на отвлечение немецких войск с Курской дуги. Изюм-Барвенковская операция практически сразу же остановилась на плацдармах по Северскому Донцу. Стоит отметить, что географические факторы на этом участке фронта нам не благоприятствовали. Северский Донец, казалось бы, не самая глубокая и не самая широкая река. Но при этом она достаточно изогнутая, протекает в основном в лесистой местности. Это все осложняло задачу. В итоге к 27 июля 1943 г. Изюм-Барвенковская операция была свернута.
Южный фронт проводил Миусскую наступательную операцию. Нашим войскам удалось относительно неглубоко вклиниться в немецкую оборону и выйти на ближние подступы к высоте 277,9, более известной как Саур-Могила. При этом они понесли очень тяжелые потери. Насколько мне известно, Сталин был так возмущен ходом операции, что в ее разгар 25 июля 1943 г. был снят с должности командующий 2й гвардейской армии генерал-лейтенант Я.Г. Крейзер. Под серьезную раздачу также попали командующий Южным фронтом Толбухин и начальник штаба фронта генерал-майор С.С. Бирюзов.
- Каким был итог Миусской наступательной операции?
- Самое главное, что сюда в Донбасс немцы вынуждены были перебросить с Курской дуги очень серьезные танковые и моторизованные соединения. В их числе ранее действовавший под Прохоровкой 2й танковый корпус СС, в состав которого входили две моторизованные, но по факту танковые дивизии СС – «Мертвая голова» и «Дас Райх», а также 3я танковая дивизия вермахта. В результате нанесенного немцами контрудара ко 2 августа 1943 г. наши войска были вынуждены отступить на исходный рубеж в район села Дмитровка (ныне – Шахтерский район ДНР).
- В это время 3 августа 1943 г. на южном фасе Курской дуги начинается стратегическая наступательная операция «Полководец Румянцев», результатом которой стало освобождение советскими войсками Белгорода и Харькова. При этом значительная часть действовавших на этом участке фронта немецких моторизованных и танковых соединений была в разгар Курской битвы переброшена в район Донбасса. Выходит, что не будь неудачного наступления Южного фронта на Миусе, наша победа на Курской дуге была бы серьезно затруднена?
- Именно так. Я в своих исследованиях к этому выводу и пришел. Я считаю, что Курскую битву, сражение за Донбасс и вообще в целом боевые действия в южном секторе советско-германского фронта необходимо рассматривать как одну часть Великой Отечественной войны. То есть, Красная Армия в южном секторе советско-германского фронта летом 1943 года это как боксер, у которого правая рука – это войска Воронежского и Степного фронта, а левая рука – это войска Юго-Западного и Южного фронтов.
(продолжение следует)
#отрядКовпака #история #Донбасс #битвазаДонбасс