“Стамбул”: предварительный итог и перспективы.

Даже лапидарные высказывания участников после переговоров российской и украинской делегаций в Стамбуле 16 мая позволяют сделать несколько системных выводов.

1. Главным результатом стало решение о большом обмене пленными - "1000 на 1000". Это самый большой обмен за время СВО. И именно поэтому это не только гуманитарный акт, но и политический: стороны готовы делать шаги навстречу. Замечу кстати, что количество военнопленных у российской и украинской сторон несопоставимо, так что мы по итогу получим больше, чем киевский режим. В процентном отношении, прошу прощения за некоторый цинизм такого рода подсчётов, учитывая, что за этими цифрами и процентами стоят судьбы людей.

2. Второй главный результат: предварительная договорённость о втором раунде, то есть о следующей встрече, время и место которой не определено. Этот стамбульский раунд мог оказаться первым и последним, если бы украинская сторона выставила ультиматум о 30-дневном всеобъемлющем прекращении огня: "Вы хотели сначала переговоры, потом прекращение огня? Вот мы сидим за одним столом, то есть переговоры начались - принимайте решение о прекращении огня. Только после этого мы готовы продолжить, иначе уходим". Этот сценарий не сработал, но наша делегация смогла не только оставить украинскую делегацию за столом, но и договориться о следующем раунде. Зачёт!

3.1. Украинская сторона попыталась "доиграть до конца" тот сценарий, который разыгрывался на глобальном уровне после предложения Зеленского Путину встретиться лично. Информационная кампания, развязанная в связи с этим "сильным ходом Зеленского", приобрела признаки девятого вала. В неё включились не только наши враги, но и наши друзья. Зеленский собирался сделать отсутствие в Стамбуле Путина поводом к отказу от переговоров - американцы не дали. Европейцы собирались оформить новые санкции в связи с этим поводом - пока не получилось. Но тема на переговорах была затронута украинской стороной. Как уже сказано: чтобы "доиграть пьесу", хотя бы до антракта. В итоге украинская сторона оформила требование встречи на высшем уровне, а российская "приняла к сведению".

3.2. Что будет? Российская сторона - со ссылкой на принятую международную практику - сделает предложение "к" или "во время" второго раунда переговоров, со ссылкой на переговоры 2022 года. Напомню: в статье 11 совместного Коммюнике по итогам консультаций 28-30 марта 2022 года (которое легло в основание проекта Договора о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины, который был парафирован, в том числе, украинской стороной) определено, что "стороны считают возможным проведение ... ... 2022 года встречи между президентами Украины и России с целью подписания договора и/или принятия политических решений в отношении оставшихся нерешёнными вопросов". То есть, сначала делегации готовят документы, парафируют их, а потом, если есть необходимость, встречаются лидеры стран. Правда, стоит напомнить, что в то время Зеленский был условно (по итогам государственного переворота, поэтому условно) легитимным президентом, а сейчас...

4. Москва и Киев договорились представить свое видение прекращения огня. Это очень интересный поворот. То есть украинская сторона, как и ожидалось, выставила требование 30-дневного прекращения огня, а российская сторона не отказалась это требование обсуждать (что не дало украинской стороне возможность хлопнуть дверью и покинуть переговоры со ссылкой на то, что российская сторона “не стремится к миру”), но проблематизировала этот вопрос и смогла перенести решение на следующий раунд переговоров. Тактическая победа наших переговорщиков, обеспеченная тем давлением, которое на все прямо или косвенно вовлечённые в процесс стороны оказывает движение “русского парового катка” на запад на полях сражений. За что ещё раз низкий поклон нашим ребятам на фронте. Это их героическая боевая работа обеспечила нам предварительный успех на переговорах.

Часть 2

Часть 1

5. А теперь стратегическое решение. Как может выглядеть “видение прекращения огня” с российской стороны Тут нет ничего нового и, судя по всему, на переговорах в Стамбуле украинской стороне эта “дорожная карта” по прекращению огня была уже продемонстрирована. Эта “дорожная карта” основана на тех предложениях, которые сделал наш Верховный на встрече с руководством МИДа 14 июня 2024 года. Напомню: “Украинские войска должны быть полностью выведены из Донецкой, Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей. Причём, обращаю внимание, именно со всей территории этих регионов в пределах их административных границ, которые существовали на момент их вхождения в Украину... Как только в Киеве заявят о том, что готовы к такому решению, и начнут реальный вывод войск из этих регионов,.. с нашей стороны незамедлительно, буквально в ту же минуту последует приказ прекратить огонь...”. Вот собственно, и всё. То есть, сначала киевский режим в одностороннем порядке объявляет о прекращении огня и отводе войск, а потом наш Верховный - убедившись в том, что противник выполняет условия - отдаёт приказ о прекращении огня. Не одновременно, как хотелось бы Киеву и его европейским кураторам.

6.1. Но есть и другой вариант “дорожной карты” по прекращению огня, более жёсткий. Российская сторона адаптирует к сегодняшним обстоятельствам “на земле” все соглашения от весны 2022 года, включая “Договор о нейтралитете Украины” и все приложения к нему, а потом предлагает украинской стороне парафировать его новый вариант. То есть мы все актуальные до сих пор договорённости от 2022 года переформатируем в “дорожную карту” по прекращению огня, то есть делаем своего рода пит-стопами на пути к финишу, то есть к миру.

6.2. Но и тут есть важное отличие от договорённостей 2022 года. “Изменения на земле” коснулись не только изменений на поле боя и возвращения в состав нашей страны по итогам референдумов новых регионов. Были и негативные “изменения на земле”, на подконтрольной киевскому режиму территории Украины. Это, в частности, попытка фактически ликвидировать каноническую Украинскую Православную Церковь (Московского Патриархата). Поэтому состав Приложений к “Договору о нейтралитете Украины” должен быть дополнен правозащитными вопросами.

6.3. От себя лично ещё добавлю, в качестве пожелания. Новая редакция “Договора” должна быть дополнена статьями, которые обеспечат прозрачность украинского информационного пространства и пространства культуры для российских акторов. Речь не только о снятии запретов, но и о гарантиях доступа на территорию, которая на тот момент будет под контролем (нового) киевского режима, российских СМИ и соцсетей, а также российской культуры.

P.S. Кстати, обратил внимание на то, что в составе украинской делегации не было ни одного представителя Верховной Рады. А ведь если исходить из украинской Конституции и украинского законодательства, только этот властный институт обладает сегодня хотя бы частичной легитимностью. И наш Верховный не раз об этом говорил. Так что отсутствие представителей Верховной Рады в составе делегации представляется мне определённого рода демонстрацией.