На фоне событий на Ближнем Востоке мимо нас прошла одна очень важная новость. В России начался диалог о визуальном коде страны. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) советник президента Елена Ямпольская вместе с другими экспертами обсудила основные моменты, которые необходимо учесть при создании визуального кода в России.
Особое внимание было уделено идентичности россиян, которая должна быть понятна, в первую очередь, внутри страны. «Новый архитектурный облик должен быть не безликим, а смысловым. Он должен воспитывать, вдохновлять и объединять», — заявил глава ДНР Денис Пушилин. Подобные дискуссии будут проходить на регулярной основе в Национальном центре «Россия».
В субботу, 21 июня, в завершающий день работы ПМЭФ прошла сессия «Настоящее и будущее визуального кода России: для людей, бизнеса и государства». В центре обсуждения была роль Национального центра «Россия» как пространства, где формируется язык визуального образа страны. Проектированием визуального языка в сферах от дизайна городской среды до интерфейсов онлайн-сервисов занимается Совет по формированию нового российского стиля, созданный при НЦ «Россия» по инициативе советника президента Елены Ямпольской.
В ходе дискуссии на ПМЭФ Ямпольская отметила, что в многополярном мире нет навязывания каких-либо стандартов — как политических и экономических, так и стандартов красоты. «Каждый должен иметь свое лицо. И при этом важно не раствориться и не устареть. Национальный центр «Россия» — идеальная площадка, где мы можем выработать этот баланс: понимать мировые тренды и сохранять свою уникальность», — заявила Ямпольская.
Генеральный директор НЦ «Россия» Наталья Виртуозова, в свою очередь, отметила, что в стремительно меняющемся мире визуальный код страны — это не просто «красивая картинка», а часть национальной безопасности. России нужно сохранить самобытность и уверенно, «без страха говорить на своем культурном языке — с собой и с миром», добавила она.
Директор по развитию городской среды АО «ДОМ.РФ» Антон Финогенов отметил значение визуального языка в архитектуре. По его словам, градостроительное решение должно быть уникальным и отражать разнообразие российской идентичности. «Визуальный архитектурный код — это основа будущего. Если мы не сделаем его разнообразным, потеряем многое. Надо работать с городами комплексно», — заявил эксперт.
В сессии «Настоящее и будущее визуального кода России: для людей, бизнеса и государства», которая состоялась в рамках Форума креативных индустрий на ПМЭФ-2025, представили исследование о том, что жители страны вкладывают в понятие «Душа России». Это первая аналитическая работа социокреативной платформы Фонда Росконгресс – Фонда Инносоциум, которая была подготовлена совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Согласно результатам опроса, у респондентов «душа России» в первую очередь ассоциируется с народом, который выступает носителем таких качеств, как доброта, открытость и готовность помочь. Кроме того, в это понятие включаются духовность, которая складывается из патриотизма и православия, а также богатая природа.
Для представления «Души России» за рубежом опрошенные чаще предлагают использовать предметы-символы русской культуры, а не конкретные бренды. В креативных продуктах образ «Души России» складывается из природы, классики и узнаваемых визуальных кодов. При этом природа объединяет поколения. Молодежь чаще называет литературные цитаты и орнаменты, старшие поколения — человеческие качества.
Результаты исследования в том числе найдут свое отражение в работе представителей креативных индустрий, убеждена заместитель директора Фонда Росконгресс, председатель Совета Фонда Инносоциум Елена Маринина.
Участники дискуссии сошлись во мнении: визуальные коммуникации становятся стратегическим ресурсом. Это не только про красоту, но и про смысл, доступность и эмоциональную близость. Язык образов влияет на идентичность, формирует узнаваемый образ России как внутри страны, так и за её пределами, делает национальные ценности понятными человеку.