Аким Апачев, «Регинлейв»: мифопоэтика и педагогика

Аким Апачев, «Регинлейв»: мифопоэтика и педагогика

Аким потому-то и является одним из главных голосов этой нашей войны, что умеет рисовать ее разными красками. Вот новый альбом «Регинлейв», совместно с Юлией Дмитриевной Чичериной и Сайгой, двумя валькириями Открытого русского космоса, — здесь он избрал для описания язык скандинавских мифов: воины-скальды на штурмах, православная Вальхалла, девы-воительницы валькирии и т.д. Вполне понятно, отчего эта эстетика смотрится так органично – это Север (тот самый, который всё помнит) решает свои дела на Юге. Это не просто локальный или региональный конфликт, не просто великоросская ирредента, — это намного больше, это созидается Открытый русский космос. Как миф (по А.Ф. Лосеву), в котором мы будем жить. О том и альбом.

У альбома мощный зачин, дерзкий и лихой — песня «Поднимите мне веки». Не секрет, сколь много у Акима ненавистников, завистников, тайных и явных влюбленных в него врагов, для которых он и кумир, и маяк, и демон одновременно. К ним он и обращается. И вот он берет у Николая Васильевича образ Вия, чтоб уж так припугнуть своих недругов-обожателей, чтоб им мало не показалось. И, кажется, получается. Уже слышу, как восклицают: «Вот! это ж чудище хтоническое хохляцкое, вот он каков на самом-то деле!» Испужались, смешные. Ну бойтесь. А кто не испужался, тех Аким (кудесник, как его назвала в одной из песен альбома Чичерина) в образе Вия провожает в миф об СВО. В миф, опять же, по А.Ф. Лосеву, как особую реальность.

Я вас слышу, но я вас не вижу

Вы не бойтесь меня, человеки!

Поднимите мне веки!

Посмотрите мне в очи!

Развяжите мне руки!

Проедите со мной две ночи!

И вот первой ночью, как у Гоголя, к слушателю приходит ведьма «в белоснежном платье нарядном», а с нею «свидетели Одина», чтобы попросить еще снарядов для взятия Бахмута, во вторую ночь заиграет марш и те самые свидетели Одина сядут на свои драккары и пойдут в поход Иакова, но не дойдут «и на небо взлетит мираж, ну а там полыхнет гранатово»… На третью ночь «пойдем по трубе с огнем, по норе, как Алиса с кроликом». Аллюзии здесь слишком очевидны, чтобы их расшифровывать.

Аким предрекает слушателю, что случится с ним по итогу этого мифопутешествия:

Ты закроешь глаза и начнешь расти

Русский космос — небесный Китеж!

Твои веки теперь так же тяжелы —

Ты их сам теперь не поднимешь…

Но в реальности мифа (как греческого, так и в скандинавского) слепота не означает невозможность увидеть. Скорее напротив: ослепший Эдип прозревает больше, Один расплачивается глазом за возможность увидеть больше и дальше…

В том и цель альбома — дать возможность увидеть через миф больше, увидеть самую суть идущей большой войны, которая лишь отчасти приоткрыла свой лик через СВО — войны космоса против хаоса, войны как столкновения не только лишь техники и экономики, но столкновения идей:

И мы тут разные, но мы тут все свои —

Живые с мертвыми — все за одним столов.

Летят ракеты, снаряды, слова, стихи,

Мы зажигаем огниво над маяком.

Альбом, таким образом, получился педагогический, альбом-воспитание: здесь мифопоэтика поставлена на службу педагогике — той самой подлинной педагогике, цель которой состоит в том, чтобы приоткрыть человеку подлинный образ событий. В нашем случае — события под названием «СВО», ключевого события в новой истории России. Говорить о нем можно по-разному: официозно-дипломатично, научно-отстраненно, с ура-патриотическим пафосом и т.д. А можно вот так, через миф и поэзис.

Рецензию для Ледоруба подготовил философ Андрей Коробов-Латынцев

ЛЕДОРУБ — бьём в цель!