Сложности битвы за Часов Яр
Самый важный фактор, по которому невозможно было брать Часов Яр с наскока или в максимально короткие сроки, это рельеф местности. Город и подступы к нему представляют из себя серьезный перепад высот, которым и воспользовались подразделения ВСУ для недопущения максимально быстрого проведения операции. На момент начала наступления, подразделения ВС РФ не имели преимущества, так как находились в низине и продвижение к микрорайону "Канал" и самому каналу "Северский Донец-Донбасс" представляло существенные трудности. Нахождение на высотах по всем правилам военной науки является доминирующим положением по отношению к противнику, чем и воспользовались наши оппоненты во время первоначального этапа операции. Находящиеся там же на направлении населенные пункты Богдановка и Калиновка имели точно такой же перепад высот – Богдановка в низине, а Калиновка на высоте, причем окраины Калиновки находились буквально над Богдановкой, где последняя идеально просматривалась. Это также создавало трудности для работы штурмовых групп ВС РФ. Удобный для противника рельеф местности дополняла также преграда в виде канала "Северский Донец-Донбасс", за который подразделения ВСУ откатились уже на втором этапе битвы за город после занятия ВС РФ микрорайона "Канал" и урочища Орлова к северу от вышеуказанного микрорайона. Там противнику было в разы проще осуществлять логистику и эвакуацию, поскольку они уже не имели преграды в виде канала, а нашим подразделениям для проведения штурмовых действий этот канал надо было переходить, что само по себе то ещё "приключение".
Второй фактор: крупные укрепления противника на участке и большое количество артиллерии. Не секрет, что оборону Часов Яра начали готовить ещё во время битвы за Бахмут, посколько командование ВСУ опасалось быстрый прорыв подразделений ЧВК "Вагнер" после занятия Бахмута и потеря стратегически важных высот, на которых расположен сам город явно не входила в планы ВСУ, поэтому в экстренном порядке началась подготовка города к обороне. К тому же, некоторые укрепрайоны уже присутствовали в городе и ранее – напомню, что до 2022 г. там располагался украинский штаб АТО на Донбассе. Также во время битвы за город активно работала артиллерия противника – бывало так, что на небольшую цель спокойно тратилось от 15 до 30 155мм снарядов, я уже не говорю о минометных обстрелах – "снарядного голода" у противника не было. Например, мой товарищ, работавший южнее меня рассказал, как в один из дней противник в течение короткого промежутка времени потратил на его позицию 24 снаряда. Все остались целы и невредимы, но ощущения, как говорится, "не из приятных".
Третий фактор: изменение характера ведения боевых действий. Если кампания 2022-2023 представляла собой активную работу артиллерии, танковые и стрелковые бои, то с середины 2023 года основную нишу на себя взяли разработки в области БПЛА, которые по сей день являются чуть ли не основным средством огневого поражения вкупе с артиллерий, которая всё-таки отходит уже ближе ко второму плану. Кто работал на Часов-Ярском направлении, тот знает, что перемещение по местности становится довольно затруднительным из-за огромного количество БПЛА разной номенклатуры – квадрокоптеры со сбросами, гексакоптеры с тяжёлыми СВУ, FPV-дроны, разведывательные "крылья" – все это было в изобилии на направлении.
Количество валяющихся в кварталах и лесных массивах сбитых БПЛА подсчитать невозможно, поскольку технологии в этом направлении шагнули далеко вперёд и себестоимость производства стала ниже, в результате мы имели на выходе буквально "аэродром", где голову поднять, мягко скажем, страшно, чего уж говорить о крупном наступлении. Именно наличие большого количества БПЛА на участке затрудняло продвижение, превратив классику городских боёв в битву "подвал на подвал", когда одна штурмовая группа находилась в одном подвале, а обороняющаяся – в соседнем.
https://t.me/project_nd/69 - цинк