В темноте подвала искали Божий свет: жителей одного из домов Ясиноватой бережет написанная на стене икона
«Они хранят нас уже одиннадцать лет».
Так говорят жильцы дома № 15 в 103-м квартале об иконе, написанной просто на стене подвала, в котором они прятались от обстрелов еще в 2014-м. Лики Господа и Пресвятой Богородицы нарисованы углем и очень напоминают простые и строгие иконы раннего христианства.
И хотя писал их не православный иконописец, а один из жильцов дома, светский художник, видимо, так велика была вера в его сердце и такие чистые надежды на спасение вложили в свои молитвы прятавшиеся от летевшей прямо в них смерти люди, что иконы и правда стали для них оберегом.
Жанна Панкратьева, муж которой и является автором этих чудесных икон, 57 лет проработала в школе учителем математики. Привыкла все оценивать рационально и обосновывать законами логики. Но судя по ее сдержанному рассказу об истории написания святых ликов, она верит, что они спасали, и помогали, и давали силы тогда, когда было особенно трудно. Да, видимо, недаром говорят, что на войне неверующих нет.
«Эти иконы были написаны в августе 2014-го. Мы тогда все вместе прятались в подвале от обстрелов. Было очень страшно. На Спас нас очень бомбили. И муж решил порисовать. То ли для того, чтобы отвлечься от мучивших всех страхов и сомнений, то ли искренне веря, нарисовал изображения Богоматери и Христа Спасителя. Просто на стене обычным углем, который кто-то оставил в подвале для каких-то своих нужд»,
— рассказывает Жанна Ивановна.
Кто был в Ясиноватой в августе 2014-го, никогда не забудет этот ад. Обстрелы были нелепыми, хаотичными и… бесчеловечными. Казалось, у врага одна цель: стереть наш город с лица земли. Со всем, что в нем есть. Со всеми нами. Бывали дни, когда канонада не умолкала по 10–12 часов кряду. Мины и снаряды сыпались, как листья с деревьев. В этом аду ничего не понимавшие люди просто пытались выжить – без света, воды, газа, порой без хлеба. Город был блокирован. Поставки продовольствия прекратились. Да и многие магазины были закрыты или разбиты. Люди сидели в подвалах и бомбоубежищах часами, не зная, удастся ли когда-то выбраться и увидеть над головой чистое небо.
Да, это был ад, в котором многие искали защиты у Бога. И молились, даже не умея молиться, даже не зная ни одной канонической молитвы, а порой и до конца не веря. Просто цепляясь за Господа, как за последнюю надежду, ища прибежища у Него, как у последней тихой гавани. Именно тогда, раз поверив, многие нашли в вере утешение на всю жизнь.
«Мы молились на эти иконы. Тогда, в эти темные часы в подвале, мы искали света у Бога. Света надежды, — говорит Жанна Панкратьева. — И знаете, я не склонна верить в чудеса — я математик, но чем иначе объяснить то, что за все одиннадцать лет, пройдя через сотни обстрелов, пережив попадания, наш дом устоял. Никто не погиб, ни одна семья не осталась без крыши над головой. Кто знает, может, именно эти иконы нас всех и уберегли».
Нелли Сайниди, "Ясиноватский вестник”