Наши бывшие. Латвия: четверть страны говорит по-русски, но закон называет его иностранным
Продолжаем серию публикаций, посвященных русскому языку в странах ближнего зарубежья – бывших союзных республиках. В двух предыдущих выпусках мы «путешествовали» по Средней Азии, на этот раз кинем взор в сторону европейских соседей – прибалтийцев.
Прибалтика, Латвия. Такая близкая и такая чужая… Русские (скажем точнее – славяне, кривичи) на этой земле жили исстари, а в XVIII веке ее присоединили к Российской империи, и русификация ускорилась. Да, собственно, и языки наши не такие уж дальние родственники.
Латвия побыла самостоятельной совсем недолго – с 1918 по 1940 год. Потом полвека «мучилась» в качестве советской республики, и наконец – опять независимость, махрово-националистическая и русофобская.
А ведь население здесь по-прежнему в значительной мере русское. По переписи 2021 года таковыми себя называли почти четверть жителей Латвии. А русский язык для общения использовали без малого 38 %. Еще в начале XXI века русский язык считали родным более 80 % жителей Даугавпилса, почти половина горожан в Риге, Юрмале, Лиепае, Вентспилсе, Елгаве – короче, везде, кроме сельской местности. Очевидно же, что при такой социологии отсекать русский язык преступно и жестоко! Но жестокость – это второе имя национализма, а он в Латвии жирно колосится с 1940-х годов.
Думаете, время каст осталось только в учебниках по истории Древнего мира? Нет, Латвия и сейчас культивирует у себя столь «прогрессивное» явление. С 1991 года в государстве сохраняется статус «негражданина». Так называют постоянно проживающих в Латвии бывших граждан СССР и их детей, не получивших гражданства Латвии или другой страны. В середине 1990-х таковых было около 730–740 тысяч (почти треть населения). В 2025 году насчитывается около 165 тысяч (почти 9 % жителей страны). Число уменьшилось не потому, что власть смягчилась и дала права полумиллиону бывших «чужих». Просто за эти годы многие уехали из страны, а то и просто умерли.
Удивляетесь, мол, что за упрямцы, которые, живя в Латвии, не хотят получать местный паспорт? Увы, проблема в другом. У этих людей, собственно, есть латвийские паспорта, только не обычные, красные, а фиолетовые. И стать гражданами они бы вовсе не прочь, но драконовское законодательство не дает им такой возможности.
«Неграждане» ограничены в политических и имущественных правах: они не могут голосовать, свободно совершать сделки с землей, работать на государственной службе или занимать должности, связанные с национальной безопасностью. А чтобы примкнуть к сонму «высших существ», нужно принести клятву верности государству, уплатить пошлину, сдать экзамены на знание латышского языка, конституции, гимна и истории Латвии. И экзамены эти, поверьте, не для галочки…
Как в Латвии борются с русским языком на всех уровнях — читайте на сайте "Донецкого времени".
Фото: Wikimedia