Юмор и легкость, которые заставят задуматься: в Донбасс Опере прошла премьера «Свадьбы Фигаро» Моцарта
В 94-м театральном сезоне Донбасс Опера порадовала зрителей новой масштабной постановкой. А что может быть лучшим лекарством от осенней хандры, чем в хмурый промозглый октябрьский день послушать искрометную оперу Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро»?
Ранее эта опера в нашем театре оперы и балета, чей репертуар в такое непростое время впечатляет разнообразием, не ставилась. И вот свершилось – режиссер Юрий Лаптев, полюбившийся донецкому зрителю своим монументальными работами: «Бал-маскарад», «Пиковая дама», «Князь Игорь», взялся за бессмертное творение Моцарта по гениальной комедии Бомарше. Благодаря талантливому переводу Петра Ильича Чайковского и его брата Модеста, которые сумели сохранили все нюансы, все «вкусности» оригинала, зрители могут насладиться оперой на русском языке, не отвлекаясь на бегущую строку, и в полной мере сопереживать происходящему на сцене. В лучших традициях императорской сцены России.
Наличие в репертуаре произведений Моцарта, является маркером зрелости театра и его трупы. И все же, если патриотическая опера «Князь Игорь» в наши дни в Донецке смотрится более чем органично, мотивы выбора режиссером для следующей постановки «Свадьбы Фигаро» не мог не заинтересовать «Донецкое время».
– Перефразируя слова центрального персонажа оперы Фигаро, правда, из «Севильского цирюльника», работа над «Свадьбой Фигаро» – «не жизнь, а вечный праздник». Здесь Моцарт молодой, шаловливый, ироничный с огромным потенциалом жизненной энергии, а его музыка переливается всеми гранями, как настоящий бриллиант, Я предложил театру – и театр меня поддержал – поставить что-то веселое, чтобы опера не ассоциировалась исключительно с роковыми страстями, где в финале непременно кто-то погибает. Вокруг сейчас много проблем вселенского масштаба, а мы даем публике момент отдохновения и радости, но не в стиле Камеди Клаб, а высокой комедии с большой эмоциональной насыщенностью,
– пояснил нашему корреспонденту свой замысел Юрий Лаптев.
Музыковеды часто называют Моцарта Пушкиным классической музыки. Если произведения других композиторов потрясают, завораживают, то Моцарт, как и Пушкин, сразу в себя влюбляет. Но его «Свадьба Фигаро» – и это тоже роднит двух гениев – при кажущейся легкости заставляет задуматься о том, что мы непростительно мало обращаем внимание на наших близких. Что истинное счастье рядом, а не вдалеке, как нам нередко кажется. И как важно не утратить способность различать его в рутине повседневности, как важно уметь прощать.
При реализации замысла звезды, сошлись на редкость удачно, и спектаклю есть чем удивить публику. Для этого он заходит сразу с нескольких козырей: филигранное исполнение артистами легких и воздушных, но очень непростых с точки зрения техники вокальных партий в сочетании с мастерски выстроенной драматургией образа и феерический юмор фантасмагорической комедии положений. Действие разворачивается на фоне ярких и сложных декораций, работа над которыми велась дистанционно с питерским художником-постановщиком Ириной Долговой. Все в костюмах эпохи, но с легким флером современности, сшитых по эскизам Ирины Долговой домом моды донецких дизайнеров братьев Анацких. Костюмы, надев которые женщина моментально ощущает себя благородной графиней или лукавой субреткой, а мужчина – потомственным аристократом или его хитроумным слугой.
– Трупу Донбасс Оперы отличает уникальная атмосфера, которая присуща далеко не всем коллективам: в Донецке каждый артист нацелен на премьеру, на победу,
– добавил режиссер-постановщик.
Возвращаясь к параллелям между Пушкиным и Моцартам, вспомним рецепт от мрачных мыслей, который Пушкин вложил в уста Сальери «Откупори шампанского бутылку иль перечти „Женитьбу Фигаро“». К распитию шампанского не призываем, а «Свадьбу Фигаро» в Донбасс Опере послушать рекомендуем.
Фото: Светлана Кисилева