Я уверен, что аудитория "Ъ" отлично понимает, о чем именно идет речь в этой заметке, что для этих замечательных читателей фраза "Конверсия переработанного урана перед его повторным обогащением" ясна, как слезинка ребенка

Я уверен, что аудитория "Ъ" отлично понимает, о чем именно идет речь в этой заметке, что для этих замечательных читателей фраза "Конверсия переработанного урана перед его повторным обогащением" ясна, как слезинка ребенка.

Но я позволю себе напомнить, о чем идет речь. Вдруг, ну мало ли, кому-то что-то непонятно? Кто-то какой-то уран перерабатывал, потом вдруг принимался его конверсировать, но тут санкции, "Вестингауз" и АЭС "Крюа", поэтому только "Техснабэкспорт", хотя в Европе - EDF, поскольку Англия из состава ЕС вышла.

Давайте по порядку. 1) EDF - компания, владеющая и управляющая всеми АЭС Франции. Ядерное топливо для французских АЭС фабрикуется (фабрикация топлива - это спекание в топливные таблетки обогащенного оксида урана, производство циркониевых трубок для тепловыделяющих элементов, заполнение трубок (твэлов) топливными таблетками, формирование из пучков тепловыделяющих сборок) на заводе Romans-sur-Isre (EDF).

2) обогащение урана по содержанию в нем делящегося изотопа уран-235 осуществляет завод "Жорж-Бесс-2", собственником которого является госкомпания Orano.

3) "переработанный уран" из заметки - это оксиды урана, которые получают при переработке не УРАНА, а облученного ядерного топлива - ОЯТ. Перерабатывается уран, который поступает с АЭС компании EDF, на заводе Ла-Аг, который принадлежит государственной компании Orano. Для него EDF - основной заказчик, но не более того.

4) Под термином "переработка ОЯТ" подразумевается: извлечение из ОЯТ набора изотопов плутония + извлечение из ОЯТ высокоактивных отходов. В "сухом остатке" получают ураниевый продукт - смесь оксидов изотопов урана-238 (98%) и урана-235 (2%). Технологии, имеющиеся у Orano, позволяют извлечь из этого ураниевого продукта около 0,5% урана-235.

5) Для того, чтобы извлечь ценный уран-235, с оксидом урана необходимо провести химическое преобразование - из оксида в гексафторид. Эта процедура именуется "конверсия урана".

6) Такой технологии в Европе просто нет, в наличии она только у Росатома. Больше того - Росатом способен не только провести конверсию ураниевого продукта, но и извлечь из него не 0,5% изотопа уран-235, а 1%. Именно по этой причине EDF и подписала договор с росатомовской дочкой «Техснабэкспорт».

Действующая схема: после переработки ОЯТ ураниевый продукт отправляется в славный город Северск, обратно импортируется уже обогащенный по урану-235 гексафторид ураниевого продукта. Далее из него изготавливается свежее ядерное топливо, но использовать его госрегулятор Франции разрешает только на двух блоках АЭС "Крюа". У такого топлива изотопный состав отличен от изотопного состава ядерного топлива, произведенного из природной руды урана, поэтому для его использования требуется дополнительная модернизация внутриреакторного оборудования. EDF на массовую модернизацию не идет - финансы не позволяют, поэтому заказы на работу с ураниевым продуктом массовыми тоже не являются.

Росатом на такую работу заказы берет охотно, поскольку его завод в Северске ее выполняет для наших собственных нужд в регулярном режиме. А вот "Вестингаузу" для конверсии ураниевого продукта завод потребовалось бы строить с нуля с CAPEX около 600-700 млн евро. В отсутствии постоянных крупных заказов от французов это действительно не рентабельно, что Westinghouse и констатировала.

Итог: в очередной раз, антироссийские "хотелки" французских политиков уткнулись в отсутствие необходимых технологий и компетенций.