Права потребителей и безопасность пользования при оказании транспортных услуг

Договор перевозки – вариант договора на предоставление услуг. К нему применимы положения Закона «О защите прав потребителей» о праве на качество, защищенность, своевременную и соответствующую информацию об оказываемой услуге, а также положения гл.3 Закона «О защите прав потребителей» при оказании услуг.

Ст.4 Закона «О защите прав потребителей» гласит, что исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.

Статьи 8, 9 и 10 Закона «О защите прав потребителей», устанавливают право потребителя на своевременную, полную и достоверную информацию об исполнителе на русском языке, об оказываемой услуге, обеспечивающую возможность ее правильного выбора. Перевозчик обязан довести до сведения потребителей следующую информацию: - свое полное наименование; - местонахождение; - режим работы; - информацию о наличии соответствующей лицензии; - правила их оказания, эффективного и безопасного использования, сведения об их потребительских свойствах.

Транспортными уставами также предусматриваются обязанности перевозчика предоставить информацию о: - расписании движения транспорта; - стоимости проезда и провоза багажа; - времени работы билетных касс, камер хранения; - расположении вокзальных помещений; - предоставляемых определенным категориям граждан льготах; - другие сведения, относящиеся к данному виду транспорта.

Ответственность перевозчика за нарушение сроков оказания услуги (просрочку доставки груза, пассажира и багажа) перевозчик несет, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Права потребителя при оказании услуги ненадлежащего качества установлены ст.29 Закона «О защите прав потребителей». Перевозчику могут быть предъявлены по выбору потребителя требования о: - безвозмездном устранении недостатков; - соответствующем уменьшении стоимости обслуживание; - возмещении понесенных им затрат по устранению недостатков собственными силами либо третьими лицами; - расторжении договора и стопроцентном возмещении ущерба, если выявленные недостатки существенные или не были устранены исполнителем в определенный срок.

Также, потребитель имеет право требовать полного возмещения убытков, доставленных ему из-за недостатков оказанной услуги. Жалобы на качество услуг могут быть предъявлены по факту выявления недостатков, в процессе оказания услуги, или по окончании оказания услуги.

Срок предъявления претензий к перевозчику: - при внутренних перевозках автомобильным транспортом – один год; - железнодорожным транспортом – 6 месяцев; - в отношении штрафов и пеней – 45 дней; - при внутренних воздушных перевозках – 6 месяцев; - при внутренних водных перевозках грузов – один год; - в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа – три года.