Очередной выезд на ЛБС. Последний жилой городок, дальше - опасная фронтовая дорога. Останавливаемся, запрашиваем, как там небо, не беснуются ли вражеские "птички"? Пока ждём ответ захожу в магазинчик. Блок сигарет, упаковку энергетиков. Не много, но хоть каких-то ништяков парням на полки занести. Оплачиваю. Продавщица, женщина лет 40-45 произносит: "Удачи, ребятки! Хорошей вам дороги и... Вернитесь живыми!". И этот взгляд... Полный надежды и переживания. Сразу понимаешь, что она многое видела, многое пережила и сейчас говорит совершенно искренне.

Разбитая пыльная дорога, водитель старается объезжать рытвины и ямы от снарядов, но скорость при этом снижать не желательно, хоть сетки вдоль дороги и натянуты, но во многих местах есть дыры, а значит, нас может поджидать "ждун", вражеский дрон-камикадзе, который пролетел в дыру и теперь сидит где-то на обочине в режиме ожидания... Кузова сгоревших машин, разрушенные дома, запрятанные среди редких ещё не выкошенных снарядами и не выжженных огнём войны деревьев блокпосты...

"Братцы, минут 15 назад летала, точно не наша. Ушла как раз в ту сторону, так что аккуратнее будьте", - предупреждают нас на одном из постов.

Мы и так аккуратны, понимаем, где находимся, но бойца с поста благодарим, лишней такая информация тут не бывает.

Приехали на первую точку: Соледар. Разрушенный город в подвалах и на первых этажах которого кипит жизнь наших бойцов. Каждая позиция парней по-своему уникальна: оборудовали их как могли, старались навести уют. Гражданские, особенно городские, от такого уюта были бы в шоке и после посещения наверняка бы видели кошмары. Но наши бойцы здесь далеко не первый день и уже привыкли радоваться даже мелочам.

Обмениваемся приветствиями, узнаём новости, в первую очередь, конечно же, про других ребят. Звучат позывные. Кто-то ещё тут, в Соледаре. Кто-то на полках. Кто-то трёхсотый и проходит лечение. А кто-то двести... Когда среди двухсотых звучат знакомые позывные, где-то глубоко внутри словно обрывается очередная нить, что связывала тебя с мирным прошлым. Сколько таких ниточек внутри ещё осталось? Сколько обрывов ты сможешь пережить прежде чем почувствуешь, что окончательно опустел?

В глазах других бойцов ты видишь знакомый след. Тот след, который замечают только свои. А если его вдруг замечают гражданские - они пугаются и называют наши взгляды чужими, пустыми, далёкими.

Не даром говорят, что глаза - зеркало души. И именно на этих зеркалах война оставляет свой глубокий отпечаток. Боль, радость, месть, дружба, чувство справедливости, промахи костлявой, что прошла совсем близко но не забрала, бытовые моменты, шутки, скорбь по погибшим товарищам... Всё смешалось в этом отпечатке, создав неповторимый коктейль, что иногда проблёскивает в глазах этих людей.

"В отпуске когда был дома, первые дни по ночам не спал почти. Тихо слишком, нет привычной стрелкотни, бормотаний радеек. Аж неуютно было, тревожно. Вернулся, зашёл на полки и в первую ночь в блиндаже спал так классно и спокойно...", - вспоминает один из бойцов.

Многие кивают, мол, да, братка, знакомо.

Близится вечер. Просыпается ночная смена: те, кто будет дежурить на "фишке", сидеть на связи и т.д. Дневная смена готовится ко сну, обсуждают новости с "большой земли" и планы на завтра. Ребята останутся на позиции, продолжат выполнять свои задачи. А мы... Мы "по серому" будем заходить на полки.

Каждый из нас понимает, что этот заход может стать последним. Но каждый надеется, что и в этот раз повезёт. А если не повезёт... Что ж, значит такова судьба. Значит, что среди разговоров прозвучит и твой позывной, и кто-то из ребят почувствует, как глубоко внутри обрывается очередная нить.

Малянов [Z] Военкор | ПОДПИСАТЬСЯ