Ровно 105 лет назад Сталин издал программную статью "Политика Советской власти по национальному вопросу в России", с которой, по большому счету, началась его политика "коренизации национальных окраин" - перевода всего и вся на "местные языки". Даже в тех регионах, где об этих "местных языках" до сего времени не слышали.
Подчеркиваю, это было 10 октября 1920 года. На Каховском плацдарме еще шли бои, только на днях отбили Юзовку и Мариуполь, донецкие и харьковские большевики толпами отправлялись на фронт. А им уже спустили сверху иной язык, незнакомый большинству из них, начали кампанию, вскоре принявшую самую уродливую форму скрыпниковкой украинизации.
И тем самым все обещания, данные лидерам Донецкой республики всего-то год-два назад, когда их уламывали включить Донбасс в состав Украины, были выброшены в мусорную корзину. Поскольку обещания эти касались и языка. Харьковцам и луганцам было обещано, что УССР никогда не будет формироваться по национальному признаку, что Донбасс останется автономным в составе федеративной советской Украины, что никто никому языка навязывать не будет - ни русского, ни украинского.
Но все это было быстро предано забвению. Спустя уже пару-тройку лет после этой статьи началось массовое закрытие русских школ, русских газет, русских театров Донецко-Криворожского края. Местных жителей, разумеется, никто уже ни о чем не спрашивал...
Во многом корни сегодняшней трагедии - именно там, в истории вековой давности. Очень надеюсь, что по завершении этой войны ни у кого никогда не родится вновь идея пойти по тем же граблям, предлагая: «А давайте-ка разбавим несознательную Украину сознательным русским элементом Донбасса и Новороссии»…