Ну и, спасибо подаче Балуевского-Пухова, мои пять копеек про войну.

Ключевой вопрос повышения боеспособности наших войск на СВО сейчас — уже не технические решения ("вундервафли"), а организационные. За последнее время создано достаточно средств, позволяющих решать актуальные задачи момента — антидроновая борьба, fpv-ПВО, изоляция поля боя на расстоянии до 50-70 км, логистика переднего края, связь и сенсорика. Разворачивание их массового производства и внедрения — только вопрос времени, и мы этим занимаемся (в том числе и прямо "мы", я имею в виду резидентов НПЦ "Ушкуйник".

Но.

Все существующие программы подготовки беспилотчиков — это программы обучения специалистов, в крайнем случае — специализированных расчётов. На коптеры, на оптоволокно, на самолёты, на РЭБ, на кинетическую антидронку и т.д. Всё это хорошо и правильно, но на данный момент уже недостаточно.

Нужно научиться готовить и учить подразделения — именно как подразделения. Роты, батальоны беспилотных систем. Учить взаимодействию — разведчиков, ударников, перехватчиков, дроноборцев, логистов, связистов. Готовить командиров к тому, чтобы управлять всем этим в комплексе, с использованием всего набора цифровых средств аналитики (в тч предиктивной) и систем поддержки принятия решений. Комплексировать это дело с артиллерией, фронтовой авиацией и иными инструментами ведения наступательного боя. И, конечно, взаимодействию со штурмовой пехотой. Штурмовик должен быть не расходным материалом (как сейчас "списывают в штурма" провинившихся в разных грехах), а профессионалом с высокой выживаемостью, а это возможно только когда он сам является составной частью всей системы беспилотной войны, то есть когда им управляют в бою в некотором смысле так же, как управляют дронами.

Цель на зимний сезон — разработать и предложить войскам такие программы, на основе действующих программ обучения специалистов. Как многие знают, одна из формул эффективности "Князя Вандала" — то, что дроны выделяются только тем подразделениям, в которых есть расчёты, прошедшие обучение у наших инструкторов. Сегодня пришло время сделать следующий шаг — отработку сценариев для подразделений, оснащённых под ключ всем набором современных решений — дальнолётами разведки, самолётами-ударниками, оптоволоконными дронами (и средствами увеличения дальности их применения), радиоуправляемыми дронами, fpv-ПВО, тяжёлыми беспилотными логистами и бомберами, сенсорикой, различными системами навигации, дронами с машинным зрением, наземными РТК и всем необходимым софтом для комплексирования этого в единой системе боя.

Опыт боёв под Покровском показывает, насколько это сейчас востребованная задача. Прямо скажу: как минимум не менее востребованная, чем разработка новых образцов техники. Но опыт (вообще любой) имеет ценность лишь тогда, когда есть система его рефлексии, отработки и превращения в обновлённые парадигмы действия.