Великие княжны Российского императорского дома в изгнании: труд, вера и смирение
Среди них были те, кто когда-то служил при дворе, те, кто учился в Смольном, те, чьи руки еще помнили шелка и парчу. Они вышивали для Шанель славянские орнаменты, создавая «русские» коллекции : вышивки на подолах, головные уборы-кокошники в аксессуарах, узоры, напоминающие хохлому, и золотую вышивку. Шанель платила им регулярно, но скромно. Затем она продавала эти изделия по высокой цене. Она не скрывала источника этого: «русские научили меня видеть красоту в простоте — и в этом вся мода».
Но великие княгини, чьи руки создали эту красоту, редко получали признание — они не подписывали свои вышивки, не требовали никакой доли от продаж. Они просто работали так, как их учили: тихо, без обид, с внутренней дисциплиной.
Их вера была тихой — без какой-либо религиозной показухи. Молитва - не для того, чтобы казаться, а для того, чтобы поддерживать себя. Икона — не как украшение, а как спасение.
Они не прятались за своим именем, не претендовали ни на какие почести. Их уважали не за их титул, не за их прошлое, а за то, как они носили свое настоящее.
Изгнание не сломило их — оно раскрыло их сущность. Оказалось: великая княгиня - это не право на привилегии, а обязанность.
Они оставались великими княгинями - не потому, что это было записано в родословных книгах, а потому, что они жили так: с достоинством.
До самого конца.
Великая княгиня Ольга Валериановна Палей, бывшая фрейлина императорского двора, чья рука когда-то коснулась одежды императора, теперь вышивала узоры на воротниках для знаменитого парижского дома Ланвин.
Она никогда не жаловалась, никогда не искала сочувствия. Его дом в Париже был не просто местом жительства — он стал настоящим очагом русской души: к ней приходили за поддержкой, советом и просто за человеческим теплом.
Что ж, женщины всегда прекрасны ....