#Победа80 #нашаПобеда. Продолжение

#Победа80 #нашаПобеда

Продолжение. Начало

С начала войны дорожные части готовили и содержали военно-автомобильные дороги (ВАД) армий и фронтов. Отделы при них руководили дорожными, автомобильными и гужетранспортными частями, обеспечивая их централизованное использование для снабжения войск.

В начальный период войны дорожно-эксплуатационные части создавал преимущественно Народный комиссариат обороны СССР (НКО СССР). В их составе были путевые и дорожно-комендантские батальоны, роты регулирования и связи, а также автотракторные. В свою очередь дорожно-строительные и мостостроительные батальоны формировало Главное управление шоссейных дорог (Гушосдор) НКВД СССР. Подобное «разделение властей» оказалось серьезной помехой в управлении дорожными войсками и в организации их работы во время военных операций.

Активное строительство автомобильных дорог началось только в последние предвоенные годы. В 1938—1940 гг. ежегодно строили по 810 тыс. км дорог с твердыми покрытиями, но их общая протяженность по-прежнему оставалась низкой.

Генерал-лейтенант З.И. Кондратьев

В годы войны возглавлял Главное управление

автотранспортной и дорожной службы

«Печальное зрелище представляли собой многие шоссе. И в мирное-то время они с трудом справлялись с нагрузкой, а в военное оказались совершенно непригодными. Выбоина на выбоине, что ни мост, то загадка, что ни река, то преграда. Многие крупные реки не имели переправ и надежных постоянных мостов. Генеральный штаб да и сама обстановка требовали от нас, чтобы на дорогах соблюдался четкий порядок, чтобы они были в хорошем состоянии. И все это одновременно и немедленно! Дороги и мосты решали судьбу боепитания, маневрирования и успеха в отражении натиска противника».

Наиболее плотной дорожная сеть была в западной Белоруссии и на Украине, а также на территориях у старой границы с Польшей. В среднем их насчитывалось 35 км на 100 км2. На юге Украины, в Центральной России и на Северном Кавказе дорожная сеть была редкой, а в некоторых регионах были только грунтовые дороги. И если летом немецко-фашистские войска с легкостью преодолевали десятки километров в день, то осенью во время распутицы ситуация изменилась.

К.М. Симонов

Писатель и военный корреспондент

«Я утверждаю, что человек, не видевший этих дорог… не может понять до конца, что это такое. Представьте себе старое шоссе, сложенное из пригнанных друг к другу огромных булыжников, застигнутое где-то в самой середине ремонта, когда рабочие выворотили все эти камни один за другим из грунта и так и оставили тут же на месте, не успев ни убрать их, ни переложить. Это первое.

Второе. Представьте себе, что сверху на эти вывороченные камни налито полметра жидкой грязи, которой некуда стекать, потому что по обеим сторонам шоссе на одном с ним уровне стоит еще более глубокая грязь.

Третье. Представьте себе, что если, ползя по такому шоссе на вездеходе, осатанев от вылезания, толкания машины, подкидывания под буксующие колеса бревен, соломы, чего попало, вы вдруг захотели, плюнув на попытку проехать по такой дороге, выбраться на целину и двинуться по полю, то вас остановило бы от этого неосторожного намерения следующее зрелище: в пятнадцати метрах от дороги прямо из грязи торчит башня танка, не танк, а именно башня, потому что при ближайшем рассмотрении вы выясняете, что танк цел и не поврежден, он просто затонул в грязи. <…>

И наконец, последнее, как это ни странно звучит, отрадное для глаз обстоятельство, связанное с отвратительным состоянием дорог: все они загромождены следами немецкого отступления. <…> Все, что придумали и что использовали немцы в своих былых стремительных наступлениях… разбитое, сожженное и просто-напросто брошенное, застряло в грязи этих дорог».

Продолжение следует...

Служба автомобильных дорог Донбасса

#Победа80 #нашаПобеда. Продолжение

#Победа80 #нашаПобеда. Продолжение

#Победа80 #нашаПобеда. Продолжение